«Сибур»: digital-революция в нефтехимическом производстве
Кажется, что есть два мира, которые не пересекаются. Один — финтех, телеком, стартапы и «Яндекс». Здесь царит digital: цифровые решения, технологии будущего и прорывные проекты, которые меняют мир. Другой — нефтехимия, промышленное производство: много «железа», заводы в Сибири и строгие процессы.
В «Сибуре» эти два мира соединились. С одной стороны, это самая большая интегрированная газоперерабатывающая и нефтехимическая компания в России. С другой — digital-офис полностью перестраивает работу этой махины. «Сибур» — это 23 завода, 27 000 сотрудников, 2 млн тонн пластиков и полимеров в год и экспорт в 80 стран. Продукты компании — синтетические материалы и топливо — используются буквально везде: от обогрева домов до производства смартфонов, электромобилей и БПЛА.
«Сибур» собирает digital-команду
Digital-специалисты нужны «Сибуру» для цифровой трансформации. «Оцифровывается» весь бизнес: от поставки сырья на производство и работы оборудования до продаж. Достижения цифровой революции — AR, VR, IoT, Data Science, Machine Learning, мобильные приложения и так далее — будут использованы, чтобы:
- устранить простои оборудования, сбои и технологические нарушения;
- повысить производительность и качество продукции;
- снизить затраты на логистику и закупки;
- быстрее принимать решения, запускать и выводить на рынок новые продукты.
В России пока немного производственных компаний, которые встали на «цифровой» путь. «Сибур» – трендсеттер в отрасли, внедряющий новейшие технологические решения.
Чтобы все получилось, «Сибур» выделил digital в отдельную бизнес-функцию. Ее сотрудникам выпал шанс лично участвовать в четвертой промышленной революции на крупнейшем производстве.
Соединять «большое железо» и digital — самый большой вызов.
Некоторые шаги на пути цифровой трансформации уже сделаны: технологии пилотируются или внедрены.
- Промышленный IoT. На каждом предприятии установлена масса датчиков, которые в реальном времени отправляют данные о состоянии оборудования и технологического процесса.
- Big Data. Алгоритмы-советчики на заводах в Тобольске, Воронеже, Томске, Кстове, Тольятти и Нижнем Новгороде отслеживают поток данных и подсказывают оптимальный режим работы технологических установок.
- Искусственный интеллект. ИИ распознает лица сотрудников на входе в московский центр «Сибура», чтобы обходиться без пропусков.
- Виртуальная реальность. В Томске запущен VR-тренажер по ремонту компрессора. Раньше, чтобы изучить компрессор изнутри, работники ждали его плановой остановки на ремонт. Теперь обучение идет намного быстрее.
Некоторые технологии, которые использует «Сибур», уникальны для отрасли.
В ближайших планах:
- «оцифровать» логистику — объединить и централизованно обрабатывать огромные массивы информации о железнодорожных перевозках. Это поможет сократить время погрузки и затраты на маневровые операции, исключить перевозку порожних вагонов, укрупнить отгрузки, оптимизировать ремонт вагонов и так далее;
- обследовать продуктопроводы и объекты размером в несколько гектаров с помощью дронов, способных с воздуха определить неполадки (пар, протечки и так далее);
- печатать запчасти на 3D-принтерах вместо того, чтобы ждать поставки со складов;
- хранить и быстро обрабатывать информацию в электронном виде — «озера данных» вместо бумагооборота;
- внедрить носимые устройства, которые будут следить за состоянием здоровья и местоположением сотрудников (при аварии на опасном производстве такое устройство может спасти жизнь);
- масштабировать решения, опробованные на одной-двух площадках, на весь «Сибур».
Огромные перспективы связаны с Data Science. Поток информации из разных источников, в разных системах и форматах нужно подхватить, привести к одному виду, сохранить в «озеро данных» и проанализировать. В результате можно, например, создать «автопилот» — систему, которая сможет читать показания датчиков, в реальном времени управлять химическим процессом и добиваться наибольшего КПД и качества.
В «Сибуре» у digital-специалистов есть редкая возможность: лично увидеть, как их решения меняют работу тысяч людей. В компании приняты командировки на производственные площадки: у разработчиков — реже, у скрам-мастера и владельца продукта — чаще, но периодически в поля выбираются все. Это незабываемый опыт.
Как работает digital-подразделение в не-digital-компании
Нефтехимическая корпорация — непривычное место работы для digital-специалистов. Чтобы создать для них привычную атмосферу, digital в «Сибуре» выделили в отдельное подразделение. Здесь собственные правила игры — такие же, как в более привычных ИТ-проектах.
Общий тип мышления в подразделении — Agile, а продуктовые команды работают по Scrum. Группы традиционно небольшие (например, 2–3 разработчика, аналитик, тестировщик, владелец продукта и UX-дизайнер) и автономные: сами расставляют приоритеты в работе и планируют нагрузку. DevOps, коммуникации с экспертами и пользователями продукта, итерационная работа и проекты-челленджи — это все про работу в «Сибуре».
Офис соответствует духу работы: футуристический open space в трёх минутах от метро «Профсоюзная». Конечно, дресс-кода нет, а гибкий график, ДМС, страхование жизни и остальные привычные бенефиты — есть. В целом же атмосфера похожа на ИТ-стартап.
И действительно, функция digital — это стартап внутри «Сибура». В корпорации ее строят с нуля, и подразделение работает достаточно независимо. Поэтому здесь можно предлагать и воплощать смелые идеи. Тем, кто проявляет себя, есть куда расти: в компании действует принцип меритократии (он даже входит в число ценностей «Сибура»). Как в стартапе, нужно применять весь свой прошлый digital-опыт, чтобы решать новые задачи. Корпоративная культура подразделения складывается на ходу — в самой первой команде, которую собирают прямо сейчас. Но, в отличие от стартапа, компания надежна: всё-таки выручка превышает 450 млрд рублей.
Главное отличие «Сибура» от digital-подразделений в «привычных» сферах — это огромный масштаб, создание решений «с нуля» и возможность лично увидеть результат работы. Еще можно получить опыт на проектах, которые не возможны в других сферах.
До прихода в «Сибур» Ян Зарынь 10 лет занимался FinTech: развивал международный платежный шлюз, запустил стартап с инновационной технологией мобильного эквайринга, а последние два года занимался цифровой трансформацией в «Альфа-Лаборатории», лидировал команды разработки мобильного банкинга «Альфа-Банка».
«Сибур» ждет вас!
«Сибур» собирает в Москве сильную digital-команду:
- специалистов по виртуальной и дополненной реальности, IoT, Machine Learning и Big Data: Data Scientists, архитекторов и инженеров данных;
- разработчиков: Full Stack, Frontend/Backend, разработчиков мобильных приложений, дизайнеров UX/UI, архитекторов решений;
- Scrum-мастеров.
Уже сформирован digital-центр в Томске, формируются в Нижнем Новгороде, Тобольске и Воронеже.
Цифровизация — стратегическая задача для компании, поэтому принятие решений не затягивается: в среднем от первого контакта до оффера проходит всего три-четыре недели.
Общее требование для всех вакансий — быть профессионалом: амбициозным, готовым решать задачи, которые еще никто никогда не решал. В ответ «Сибур» предлагает привлекательный компенсационный пакет, возможности обучения (в том числе за рубежом) и энергичную атмосферу стартапа с перспективой быстрого роста. Но главное — у digital-специалистов «Сибура» есть редкий шанс: применить весь свой опыт, прокачаться в мейнстримных технологиях на проектах колоссального масштаба и лично увидеть плоды своих действий.
Присоединяйтесь, чтобы делать Digital-революцию своими руками!